Наш телефон 8 800 555 36 60

Накрутка поведенческих факторов

Евгения
Евгения
SEO-специалист

Что такое поведенческие факторы (ПФ)?

Это взгляд поисковых машин на то, что делают посетители на вашем сайте. Сюда попадают почти все факторы действий пользователя. Длительное время, проведенное на сайте/странице, говорит о том, что посетитель чем-то заинтересовался. Глубина просмотра позволяет сказать, что пользователь увлеченно изучает ваш сайт. Хотя тут стоит оговориться, что если глубина просмотра большая, а вот время, проведенное на сайте очень маленькое, то, скорее всего, пользователь мечется в поисках нужной ему информации и надо бы подумать над улучшением юзабилити сайта. Поэтому всегда надо смотреть на совокупность факторов, а не рассматривать и оценивать каждый отдельно.

Если у вас информационный ресурс, учитывается то, куда кликает пользователь, какую информацию копирует, какие файлы скачивает. На коммерческих сайтах очень важны переходы на такие страницы, как прайс-лист, контакты, оплата и доставка, корзина.

Также поведенческие факторы отслеживаются и на странице поисковой выдачи. И если пользователи много кликают по сайтам, которые находятся на нижних позициях, то этот фактор говорит о том, что эти сайты более релевантны запросу, нежели сайты в ТОП. Таким образом, ПФ косвенно влияют на ранжирование сайта. Поэтому стоит уделить внимание таким тегам, как Title и Description. Привлекательный сниппет за счет кликов поможет вам со временем оказаться выше в выдаче, если конечно ваш контент полностью удовлетворяет потребностям посетителя.

Поведенческие факторы

Как же улучшить поведенческие факторы на сайте?

Для начала стоит провести аудит сайта (в этом, кстати, мы можем вам помочь абсолютно бесплатно), после проведения аудита внимательно изучить его и провести работу над слабыми местами сайта. Также большим плюсом будет просмотр записей с веб-визора, который находится в Яндекс. Метрике.

Вы сможете «вживую» лицезреть действия своих посетителей, выявлять проблемные места, где пользователь мешкается, не знает куда дальше кликнуть или что ввести в форму. В веб-визоре видно даже, какой текст набирается в формах. В итоге всесторонне проанализировав сайт, можно составить список изменений в юзабилити.

Если у вас очень посещаемый сайт или есть форум, блог, то можете напрямую спросить у ваших пользователей, что неудобно на сайте, что хотели бы видеть, а что мешается. Полученная обратная связь будет самым полным руководством к действию. Главное, всем прийти к общему мнению. Т.к. зачастую то, что удобно 10 посетителям, неудобно одному. А бывает и диаметрально противоположная ситуация, когда из-за одного станет неудобного десятерым. Во всем должна быть мера и здравый смысл.

После улучшения юзабилити, когда у вас уже есть грамотно выстроенная структура сайта, удобная навигация, быстрое и удобное оформление заказа или услуги, тогда уже можно думать, как сделать ваших посетителей постоянными.

Здесь пригодится программа лояльности постоянных клиентов, если у вас ее нет, обязательно подумайте над ее внедрением. Ведь куда приятней покупать в любимом магазине и получать за это подарки. Поэтому, если вы пообещаете скидку на следующее обращение или покупку, то можете быть уверены почти на 100%, что клиент вернется. Конечно же при условии, что вы оказываете на самом деле качественные услуги и продаете хороший товар.

Также можно просто поощрить ваших постоянных клиентов, которые регулярно пользуются вашими услугами или покупают у вас что-либо. Выдайте им именные карты со скидкой, сделайте лотерею с ценными призами. Осветите это на сайте, это будет приятным сюрпризом для постоянных клиентов и мотивацией для новых посетителей.

А можно посетителей  радовать различными акциями и скидками, желательно разнообразными, т.к. бывают магазины, сделавшие скидку в 10% на продукцию, и эта акция висит уже пятый год на сайте, пылью обрастает. Все уже привыкли к ценам, и для них это уже не акция, не какой-то бонус или мотивация быстрее купить, а просто картинка на сайте, которая уже оскомину набила своим кричащим видом о грандиозных скидках. Поэтому подключайте мозг, берите в пример опыт конкурентов или просто интересные моменты акций других компаний.

Ваша задача этими методами сделать посетителей постоянными, чтобы они регулярно заходили на сайт, повышая тем самым поведенческие факторы. Если ваш сайт интересен, постоянно обновляется, удобен и практичен, то пользователи сами выведут его на первые позиции поисковой выдачи.

Юзабилити сайта

Влияние на ПФ

Поисковые системы постоянно улучшают свои алгоритмы, которые отвечают за выдачу. И как только вводится новый фактор для повышения ранжирования, сразу находятся бравые сеошники, желающие его накрутить и облегчить свой путь в продвижении сайтов, не заморачиваться с улучшением сайта, работой над ним, а сразу в топ без лишних усилий.

На данный момент есть довольно много различных сервисов и компаний, позволяющих увеличить поведенческие факторы. Предлагают они разнообразные варианты и методы накруток. Начиная от, казалось бы, невинного просмотра ваших страниц около 1 минуты до продуманной эмуляции действия пользователей.

В более или менее крупных компаниях в «штате», а как правило на «удаленке» имеются работники, которые, получив задание, начинают имитировать действия пользователя. Тут надо сразу оговориться, что не все они предлагают одинаковый и достойный сервис.

Есть случаи, когда на ваш сайт заходят даже не из поиска, а вбив адрес в строку браузера, и побыв там 30 секунд, кликают на контакты или другую страницу, побыв там еще 20 секунд, закрывают вкладку. А есть компании, которые честно отрабатывают свои обязательства. Человек открывает вкладку поисковой системы, вбивает запрос, и даже видя ваш сайт на 7 месте, не стремится сразу кликать на него, а как обычный пользователь начинает с 1-3 места, просматривая конкурентов, но не находя там нужной информации быстро покидает их, пока не добирается до вашего сайта.

Вот здесь уже детально изучается сайт, продолжительность просмотра страниц, глубина просмотра, скачивание прайс-листов и т.д. Поисковые системы видят, что предыдущие сайты не увлекли так посетителя, а на вашем сайте он, скорее всего, и нашел нужную информацию, т.к. после вашего сайта в выдачу не вернулся, значит, ответ на запрос найден. И чем больше таких вот липовых посещений, тем ценнее ваш сайт в «глазах» поисковой машины.

Да еще заодно и конкурентам можно немного подпортить статистику отказов. И думает владелец сайта, что это идеальный вариант, и надо обязательно заняться накруткой, найти сервис хороший. Только хотим вас приостановить немного и попросить вас дочитать до конца. В следующей главе мы поговорим, что Яндекс делает с сайтами за такие накрутки.

 

За решетку без права амнистии

Как уже говорилось выше, при вводе факторов ранжирования, веб-мастера сразу бросались накручивать их. Поэтому Яндексу ничего не оставалось, как применять бан-хаммер по сайтам накрутчиков. Ранее мы писали про Минусинск, накладываемый за покупку ссылок, которыми так привыкли продвигать сайты, не работая над улучшением юзабилити или контентом. Также наказуемо стало и дублирование контента, скрытие текста, переспам ключевыми словами, за перенасыщение рекламой тоже можно получить фильтр АГС и отправиться в бан. Вот и за накрутку поведенческих факторов есть бан.

Причем один из самых страшных. Минимум 9 месяцев заключения, без права в этот срок избавиться от фильтра. Выйти из-под Минусинска можно - сняв покупные ссылки, из-под АГС - улучшив сайт, убрать все черные методы влияния на ранжирование. А вот избавиться от фильтра за накрутку ПФ можно только по истечении 9 месяцев.

Никакие просьбы и упрашивания не помогут избавиться от фильтра. Никакие доводы, аргументы, доказательства, что это происки конкурентов, не убедят техническую поддержку Яндекса амнистировать вас.

Многие считают, что грамотно построенный план накрутки поможет избежать бана, но как показывает реальность и практика, рано или поздно сайт банят. Алгоритм вычисляет накрутку сразу по множеству факторов. И если сайт занимается доставкой пиццы по Ижевску, а тут внезапно начинают заходить на сайт с других городов, да еще пытаются доставку оформить, то выглядеть для робота это будет, как красная тряпка для быка. Учитывается даже то, что раньше искал посетитель, если он начинает каждый день посещать сайты по всей России, да еще занимающиеся локальным бизнесом, то, скорее всего, он занимается накруткой, и уже сайты, которые он посещал, можно взять «на карандаш».

Когда вы поняли, что накрутка чревата серьезными проблемами для вашего сайта, у вас в голове закралась мысль, а что, если таким образом топить конкурентов? Яндекс на этот счет говорит, что минимизировал все риски, и получить бан за то, что конкуренты накручивают ваши поведенческие факторы, нельзя. К сожалению, реальность иная. Есть печальные истории, когда удавалось потопить конкурентов.

Бан за накрутку ПФ

Конкурент промахнулся!

В нашей практике есть сайт, который пытаются свалить с топовых позиций, используя накрутку ПФ. Узнали случайно, когда начали проседать позиции, мы стали изучать метрику, смотреть веб-визор. Даже беглый взгляд по записям веб-визора дал понять, что идет накрутка.

Сайт занимается продажей китайских грузовых автомобилей в Москве - тематика  конкурентная, бизнес недешевый. Поэтому там, где крутятся большие деньги, каждый особенно старается выкинуть за ринг конкурента.

Основной трафик всегда был - Москва и Московская область, остальные города размазаны по диску статистики. А тут активность стали проявлять два, вполне удаленных от Москвы, города. Сразу сделали выборку по визиту, который был на тот момент 35 по счету и через месяц уже подошел к 100. Все визиты сайта были не более минуты, и в 90% случаях  делались одни и те же действия на сайте. Заходили на сайт, проматывали наполовину главную страницу, поднимались обратно и кликали на контакты. Задержавшись на контактах, водили мышкой по экрану, якобы читая текст, далее кликали на страницу с б/у транспортом и через пару-тройку секунд уходили.

Вроде бы нормальный сеанс посещения сайта - почитали на главной, посмотрели в контактах, где находятся, и что есть из б/у, увидели цену и ушли. Но когда такие посещения ежедневны и по единому сценарию, сразу видно накрутку поведенческих факторов. И такие посещения с разных городов были не единичны. А также возросли очень прилично посещения из США. Что уже вообще странно для сайта, который не имеет филиалов и продает машины только в Москве.

Сразу же связались с технической поддержкой Яндекса, они подтвердили, что выглядит это очень странно, но сказали не беспокоиться, что алгоритм сможет распознать, где накрутку производят конкуренты, а снижение позиций в этот период считать совпадением.

Если бы конкуренты не пожалели денег на нормальный сервис, который бы накручивал из Москвы, и не применял одинаковых сценариев, то скорее всего получили бы бан. И потом доказывали, что мы не имеем отношения к этому, но как уже отметили выше, никакие доказательства не способны убедить команду Яндекса, что вы этого не делали или что вам это вовсе не нужно.

Решение за вами

Мы выяснили, что поведенческие факторы неплохо влияют на отношение поисковой системы к сайту, и если накрутить их, то можно быстро выйти в ТОП по нужным запросам. А также выяснили, какое наказание за это бывает. 9 месяцев - срок не маленький, почти год. Готовы ли вы рискнуть своим сайтом (а для кого-то это львиная доля дохода), дабы быстро взлететь в ТОП выдачи, а после, с очень большой вероятностью, рухнуть мертвым грузом в Тартарары?

Гораздо логичней вложить деньги, предназначавшиеся на накрутку, на аудит, на переработку дизайна, структуры. Или устроить какие-нибудь акции, и подарить вашим постоянным клиентам  небольшой, но приятный подарок.

Вкладывая в сайт, вы вкладываетесь в его будущее, и это вернется сторицей. Поисковые системы любят, когда над сайтом стараются, трудятся, вкладывают в него силы, а поэтому его место в ТОПе на первых позициях.

Счастливый котик